Аэронет

ОТБОР В ПРОГРАММУ «УМНИК»

Приглашаем принять участие в программе УМНИК

Отбор заявок будет осуществляться по следующим тематикам:

  1. Разработка технологических решений, узлов и систем для аэростатического БВС для перевозки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов.
  2. Разработка комплекса технических решений (включая применение новых материалов, конструктивно-технологических и конструктивно-силовых решений), компенсирующих ухудшение аэродинамики БВС вертикального взлета и посадки по сравнению с традиционными летательными аппаратами. Разработка новых аэродинамических схем, схем интеграции планера и силовой установки, обеспечивающих БВС с вертикальными взлетом и посадкой характеристики дальности, скорости полета и расхода топлива не хуже, чем у летательных аппаратов аэродромного базирования, использующих стандартные аэродинамические схемы.
  3. Разработка алгоритмов, программного обеспечения и полунатурных стендов для моделирования самоорганизующейся воздушной сети БВС («рой», «стая», «множество взаимодействующих групп» и т.п.).
  4. Разработка системы анализа окружающей обстановки: определение расстояния до объекта; определение относительного вектора движения объекта; детектирование и распознавание образов; применение систем технического зрения, эхолокации, радиолокации; ультразвуковой локация, лидаров; комплексирование информации об окружающей обстановке.
  5. Разработка систем машинного зрения, оценки обстановки в зоне посадки, и характеристик местности и подстилающей поверхности; создание алгоритмов и программ, оценивающих пригодность площадки для посадки БВС.
  6. Разработка технических решений, алгоритмов и программ для самообучающейся адаптивной системы обеспечения посадки БВС на неподготовленную площадку, с использованием предварительно загруженной 3D - карты местности.
  7. Разработка технических решений и программ для автоматических регуляторов (автопилотов), предназначенных для решения следующих задач интеллектуального управления: формирование полетного задания; оптимизация маршрута, анализ и прогнозирование обстановки.
  8. Разработка единой системы поиска, заказа и оплаты услуг БАС.
  9. Разработка систем оптической и радиолокационной идентификации БВС.
  10. Разработка технических решений по принудительному прекращению полета БВС в зонах, закрытых для полетов, или по команде оператора.
  11. Разработка и моделирование систем управления группой БВС для мониторинга быстродвижущихся объектов.
  12. Разработка алгоритмов и программного обеспечения для обнаружения и распознавания антропогенных объектов на поверхности земли на основе анализа видео последовательностей.
  13. Разработка методов измерения и создание прототипов сенсоров для мониторинга состояния почв, посевов, виноградников, садовых и парковых насаждений с помощью БАС.
  14. Разработка радиооптических систем группового взаимодействия БВС в задачах поиска и сопровождения обнаруженных объектов.
  15. Разработка принципиальных технических решений грузовой транспортно-логистической системы с применением БВС различной грузоподъемности: малых (до 500 кг), средних (0,5-3,5 т), тяжелых (до 24 т) и сверхтяжелых (до 100 т), предусматривающей различные формы неконтейнерной доставки грузов "до дверей": посадка БВС и перегрузка на новое транспортное средство, десантирование грузовой платформы.
  16. Разработка технологии погрузки грузов при их перевозке БВС на внутренней подвеске, на внешней подвеске, над фюзеляжем/крылом, под фюзеляжем/крылом, при использовании десантируемых грузовых платформ.
  17. Разработка модельной среды БАС с открытым интерфейсом, включающей численные алгоритмы и модели окружающей среды; типовые модели ЛА разных типов; набор модельных сценариев, в т.ч. сценариев развития аварийной ситуации.
  18. Исследование и прототипирование беспроводных каналов связи и каналообразующей аппаратуры, использующих отличную от радиочастотной коммуникационную среду (оптическую, акустическую, квантовую и пр.).
  19. Создание концепции построения, технико-экономическое обоснование и эскизный проект автоматической авиационной системы для круглогодичной доставки грузов с диапазонами массы до 10 кг, 10-100 кг, 100-1000 кг в условиях Сибири и Крайнего Севера.
  20. Конструкторско-алгоритмическое обеспечение БАС «Автомагистраль» для определения характеристик транспортных потоков (скорость, интенсивность, плотность, состав потока); поверки результатов микро-моделирования потоков; контроля состояния и соответствия горизонтальной разметки; профиля и наличия загрязнений дорожного полотна.
  21. Разработка методов измерения и прототипирование средств измерения характеристик ледового покрова пресной и соленой воды, методы определения условий судоходства, прогнозирования ресурса несущей способности зимних автотрасс и ледово-паводковой ситуации.
  22. Разработка системы поиска потерпевшего аварию необитаемого ЛА.
  23. Разработка и анализ в модельной среде сценариев развития пространственных конфликтов двух, трех и четырех автоматических ЛА; обоснование требований по наблюдаемости обстановки; исследование методов парирования развития конфликтных ситуаций; определение индивидуальных зон ответственности ЛА; разработка проектных предложений правил движения автоматических ЛА, включая правила кооперативного парирования опасных ситуаций.
  24. Разработка новых принципиальных схем планера, аэродинамики, динамики полета и технологии запуска с БВС-разгонщика МКА.
  25. Разработка технологии распределение ресурсов при взаимодействии МКА на орбите.
  26. Разработка технологии космической связи с МКА в оптическом диапазоне.
  27. Разработка технологии и средств уплотнения использования частотного орбитального ресурса в радиодиапазоне.
  28. Разработка новых типов полезных нагрузок для МКА на околоземной орбите для решения нетрадиционных прикладных и научных задач.
  29. Разработка технологии управления движением на орбите, построения фазированных многоспутниковых систем.
  30. Разработка новых типов средств выведения МКА для удешевления стоимости запуска полезных нагрузок на орбиту.
  31. Разработка технологии автоматизации процесса разработки и создания космической техники, в том числе, в полностью автономном от человека режиме.
  32. Разработка технологии обеспечения безопасности космического полета в условиях высокой концентрации космических объектов.
  33. Разработка технологии утилизации «космического мусора» на орбите с использованием МКА.

Термины и определения

Беспилотное воздушное судно (БВС) — представляет собой воздушное судно без пилота в смысле статьи 8 Конвенции о международной гражданской авиации, которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и либо полностью дистанционно управляется из другого места (с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса), либо запрограммировано и полностью автономно.

Беспилотная авиационная система (БАС) — целевая авиационная система, включающая летательный аппарат без экипажа, средства наземного обеспечения, подготовки и применения в соответствии с назначением летательного аппарата.

Малый космический аппарат (МКА)

Список победителей

ФИО Город Организация Название проекта
Топорков Алексей Геннадьевич Фрязино Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Программно-алгоритмический комплекс имитационного высокоточного моделирования условий функционирования космических аппаратов различного назначения
Поликарпова Ирина Александровна Воскресенск Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка технологии изготовления преформ элементов газотурбинного двигателя из полимерных композиционных материалов с применением автоматизированной нашивки углеродного волокна
Усольцев Михаил Александрович Барнаул Алтайский государственный университет Создание прототипа сенсора для мониторинга состояния почв, посевов, садовых, парковых насаждений и лесных массивов с помощью беспилотных летательных аппаратов
Щедрин Николай Александрович Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка технологии нанесения высококачественных гальванических покрытий.
Валиахметова Виктория Дамировна Туймазы Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева Разработка системы формирования электрическими полями газопорошкового потока в головках для лазерной наплавки
Андряков Антон Андреевич Санкт-Петербург Hазработка электронно-оптического прибора для наноспутника
Аркатский Никита Владимирович Казань Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева Разработка беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки с большой продолжительностью полета.
Борисова Алина Вадимовна Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка измерителя фазовых шумов узкополосных лазеров низкой себестоимости на основе интерферометра Маха-Цендера
Бойко Евгений Николаевич Санкт-Петербург «Создание мобильной стартовой установки для ВМФ и ВКС РФ и поставки на зарубежные рынки»
Кудимов Олег Вячеславович Казань Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева Разработка технологии аддитивного производства узлов и агрегатов аэрокосмического назначения, в том числе, в полностью автономном от человека режиме.
Филиппов Иван Юрьевич Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка беспроводной лазерной связи, основанной на использовании орбитального углового момента.
Хуснимарданов Рушан Наилевич Уфа Уфимский государственный авиационный технический университет Исследование и разработка технологии упрочнения металлорежущих инструментов нанесением мультислойных интерметаллидных покрытий системы Ti-Al из плазмы вакуумно-дугового разряда
Аслалиев Рустам Шамилович Каспийск Дагестанский государственный технический университет Разработка беспилотного воздушного судна с лазерным уголковым отражателем для организации скоростного двухстороннего обмена цифровыми данными
Подгуйко Николай Андреевич Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка катода-компенсатора нового типа для электроракетного двигателя (ЭРД), предназначенного для международной космической станции
Кретинин Роман Игоревич Москва Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Разработка поршневого двигателя с ВЭИ мощностью 74кВт при частоте вращения коленчатого 4200 об/мин для авиации общего назначения.
Комратов Денис Викторович Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка прототипа устройства зажигания и стабилизации горения топливной смеси повышенной эффективности при помощи СВЧ разряда.
Смирнова Алёна Евгеньевна Рыбинск Разработка многофункционального очистительного устройства-ледомёта для нужд авиации, машиностроения и городского хозяйства
Васин Александр Николаевич Буй Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Разработка миниатюрного антенно-фидерного устройства на основе фрактальных множеств для сверхмалых космических аппаратов
Шатров Виталий Альбертович Железногорск Сибирский федеральный университет Разработка персонального аварийного радиомаяка второго поколения системы COSPAS-SARSAT
Глазков Тимур Владимирович Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка многофункционального робота-манипулятора с насадками для БВС мультироторного типа
Скоков Станислав Андреевич Красноярск Разработка аппаратно-программного комплекса для обеспечения автоматической посадки БЛА
Асташкин Илья Иванович Пенза Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Разработка беспилотного мобильного комплекса "Аэрофотоскан" для контроля линий электропередач
Игонин Егор Дмитриевич Пенза Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Разработка беспилотного мобильного комплекса «Агрофотофермер» на основе использования альтернативного источника энергии
Юлтыев Марат Радикович Самара Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королёва Разработка беспилотного авиационного комплекса "Альтаир М-1".
долонов илья алексеевич Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка программно-аппаратного комплекса для высокоскоростного интеллектуального опроса брэгговских сенсорных систем
Гимаев Эмиль Винерович Октябрьский Пермский государственный национальный исследовательский университет Разработка движительной системы для перемещения и корректировки орбиты космических аппаратов различной массы в условиях космоса
Чернуцкий Антон Олегович Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка малошумящего приемника оптического излучения ближней ИК-области с волоконным вводом на основе лавинного фотодиода.
Булавин Никита Игоревич Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Создание комплекса систем спасения лёгких летательных аппаратов
Катина Дарья Евгеньевна Ульяновск Ульяновский государственный технический университет Разработка ПО для разработки КД для изготовления унифицированной тары для узлов и агрегатов авиационных изделий.
Тараскин Никита Юрьевич Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка теплозащитных покрытий из пористых углерод-керамических материалов на основе многомасштабного моделирования процессов радиационно-кондуктивного теплообмена
Габрусь Илья Алексеевич Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Образовательный набор по DIY-моделированию для сборки радиоуправляемого самолета до 250гр. с применением современных материалов
Кобцев Виталий Дмитриевич Жуковский Московский физико-технический институт (государственный университет) Разработка беспилотной авиационной системы для создания условий невесомости.
Мурамович Валерия Викторовна Санкт-Петербург Разработка метода для увеличения дальности полетов беспилотных летательных аппаратов и аппаратуры для его реализации.
Булат Михаил Павлович Санкт-Петербург Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики Разработка программно-аппаратного комплекса распознавания изображений для воздушных операций поиска и спасения
Сыромятников Андрей Дмитриевич Казань Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева Разработка и испытание крыла для ультралегкого (массой до 115 кг) БПЛА из КМ
Назарова Динара Камилевна Москва Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Разработка системы аэродинамической стабилизации для отделяемых элементов ракет-носителей в целях сокращения площадей районов падения
Василенко Алексей Алексеевич Москва Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Разработка радиолокационной системы реального времени для закрытых помещений
Жучков Алексей Сергеевич Москва Московский политехнический университет Защита лесных территорий от вредителей с использованием беспилотной авиационной системы.
Семкин Григорий Вячеславович Москва Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королёва Разработка стенда для автоматизированного снятия характеристик бесколлекторных двигателей

Полуфиналы конкурса

Название полуфинала Направление Период приема заявок
Дата проведения
Место проведения
Полуфинал конкурса "УМНИК-Аэронет" Н1
Н3
Н4
прием заявок:
с 12.10.2017 14:43 по 30.11.2017 20:00 *

1-6 декабря
проводится заочно
проводится заочно

* Время указано по Москве

Финал конкурса

Название финала Направление Дата проведения Место проведения
Финал "УМНИК-Аэронет" Н1
Н3
Н4
c 13.12.2017 10:00 по 13.12.2017 17:00 * МГТУ им. Н.Э. Баумана

* Время указано по Москве

Направления

Код Направление
Н1 Н1. Цифровые технологии
Н2 Н2. Медицина и технологии здоровьесбережения
Н3 Н3. Новые материалы и химические технологии
Н4 Н4. Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии
Н5 Н5. Биотехнологии
Н6 Н6. Ресурсосберегающая энергетика